ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Музыкальные игры для детей. Музыкальные игры для детей дошкольного возраста картотека на тему

Зачастую родители, занимаясь с малышом, излишне увлекаются изучением букв, цифр, цветов, иностранных языков, а такая немаловажная сфера как музыкальная остается в стороне. Между тем развитие музыкальности в ребенке крайне полезно для формирования личности: прослушивание музыкальных произведений и музыкальные игры способствуют не только развитию слуха и чувства ритма, но и развитию эмоциональности, творческих способностей, внимания и воображения малыша.

Другой вариант игры – мама играет в бубен, малыш под тихие удары бубна ходит на носочках, под громкие – шагом, под очень громкие – бегом. Или если мама играет громко, ребенок должен поднять руки с флажками / погремушками, если тихо – опустить.

6. Песенки-игры Железновых

Профессиональные психологи и педагоги давно установили, что приносят огромную пользу для развития ребенка. А если они еще и под музыку, то им просто нет цены! Мне кажется, сейчас ни в одном развивающем клубе занятия не обходятся без песенок-игр Сергея и Екатерины Железновых, и это неслучайно их музыкальные развивалочки действительно веселые, задорные и очень нравятся деткам. Мы с дочкой тоже с удовольствием играем и танцуем под них с 1 года. Думаю, нет необходимости объяснять, что это за игры такие, проще скачать их. я выложила диски Железновых с инструкциями к песенкам-инсценировкам.

Надо заметить, что игры на дисках не упорядочены по уровню сложности, а я порядок очень люблю Поэтому для себя я все наиболее удачные песенки-игры разделила по возрастам. Если вам так тоже удобнее, то вы можете мою версию сборника по возрастам.

7. Сказки-шумелки

Примерно с 2 лет с ребенком можно пробовать устраивать небольшие музыкальные спектакли. В таких спектаклях основная задача малыша – издавать при помощи подручных средств нужный звук согласно читаемому тексту. Например, под слова «Лошадка бежит, колокольчиком звенит» малыш звенит колокольчиком, а под «Мужик идет по снегу» — малыш шуршит пакетом, имитируя звуки шагов по снегу. Получается очень живо и интересно. Вот здесь можно СКАЧАТЬ аудиосказки с инструкциями.

8. Игра «Морская фигура на месте замри»

Эта всем известная с детства игра учит детей слышать музыку и направлена на развитие скорости реакции, внимания и выдержки. Пока музыка играет, танцуем, прыгаем, бегаем – в общем двигаемся, когда музыка останавливается – нужно замереть и стараться не двигаться, детям постарше можно дать задание еще и изобразить какую-нибудь фигуру. В эту игру можно играть и вдвоем, а можно и целой компанией в детском саду.

9. Игра «Шляпа»

Пока звучит музыка, мы передаем по кругу шляпу (если играете дома, то желательно включить в игру хотя бы трех человек), когда музыка замолкает, тот, у кого шляпа осталась в руках, должен надеть ее на голову и пройтись в ней по комнате. Хорошо, если шляпа «ролевая» (например, шапка Деда Мороза или доктора), тогда вовремя проходки игроку нужно будет еще и вести себя соответственно роли.

10. Игра «Кошки-мышки»

В этой подвижной музыкальной игре ребенок также учится различать громкость и настроение произведения. Заранее нужно подобрать две композиции: одна тихая и настороженная, другая – громкая. Один из игроков назначается котом. Остальные – мыши. Даже если мышь в игре всего одна, не беда, игра от этого ничуть не хуже. Когда звучит тихая музыка, дети подкрадываются к «спящему» коту, когда мелодия меняется, кот просыпается и начинает бегать за мышками, которые убегают от него в разные стороны.

11. Игра «Бубен»

Для этой игры желательно найти хотя бы трех участников. Так что если играете дома, зовите папу, бабушку или друзей-игрушек. Первый игрок начинает играть на бубне, остальные хлопают в ладоши и, обращаясь к первому игроку, произносят слова:

Поиграй, Тася, в бубен,
Мы в ладоши хлопать будем,
Поиграй, поиграй,
Саше бубен передай

После чего бубен передается следующему игроку и все повторяется вновь, пока не надоест играющим Игру можно закончить словами «Поиграй, поиграй, на место бубен убирай». Когда эта игра была у нас на пике популярности, мы прогоняли кругов по 20, прежде, чем Таисия соглашалась ее закончить

12. Слушаем, танцуем, поем

Ну и не забывайте почаще включать музыку просто так. Просто чтобы потанцевать или фоном во время игр. Запишите музыку для малыша на флешку или диск, чтобы можно было слушать в машине. Кроме классической музыки полезно включать и детские песни (), вместе их петь. Если вы будете петь сами, то и ребенок очень скоро запомнит все слова и тоже начнет подпевать.

Используйте в своих танцах погремушки, бубны. Гремите в такт музыке, выполняйте с погремушками простые движения: гремите над головой, за спиной, перед собой и т.д. Вот еще интересный вариант танцев: попробуйте вместе с малышом танцевать только ручками, или только ножками, только глазками.

Желаю вам, чтобы музыка звучала в вашем доме как можно чаще, и всегда было хорошее настроение! Благодарю за внимание!

Николаева Жанна
Музыкальные игры для занятий, праздников и развлечений

Примечание : данная разработка и подборка игр полностью соответстсвует современным требованиям ФГОС и одобрена к публикации в ходе презентации на Объединении музыкальных руководителей Кировского района Ленинградской области.

ИГРА «ШУСТРЫЙ ОРКЕСТР» от 4-х лет

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

Четкое разграничение двухчастного звучания мелодии

Развитие чувства ритма

Творчество в элементарном музицировании

Умение двигаться, согласно темпу и характеру мелодии

Развитие реакции

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ : любая двухчастная мелодия в среднем или быстром темпе.

(например : «Полька» М. И. Глинки; «Ах, ты береза» р. н. м. ; «Вместе весело шагать» , «Добрый жук» ).

ХОД ИГРЫ : Выбираются 4-6 участников. На середину зала выставляется столик с разными детскими музыкальными инструментами , разложенными по периметру стола.

МУЗЫКА А : Дети двигаются поскоками, маршем, приставным шагом или легким бегом, в зависимости от темпа и характера мелодии.

МУЗЫКА Б : Останавливаются, быстро берут со стола инструмент, находящийся ближе всего и играют на нем., согласно ритмическому рисунку заданной мелодии.

ПОВТОРЕНИЕ МУЗЫКИ А : Дети кладут инструменты обратно на стол и повторяют движение вокруг стола. В это время взрослый убирает 1 инструмент.

ПОВТОРЕНИЕ МУЗЫКИ В : Участники останавливаются, берут лежащий рядом инструмент. Тот, кому он не достался –выбывает из игры .

(игра повторяется до тех пор, пока не останется 1 ребенок-победитель) .

ИГРА «ВЕСЕЛЫЙ ТАНЦОР» от 5 лет

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

Развитие координации движений

Память движений

Развитие чувства ритма

Развитие коммуникации

Развитие творчества

Тренировка опорно-двигательного аппарата

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ : любой современный эстрадный хит с четким ритмом и средним темпом. (Лучше всего подойдет музыка в стиле латино ) .

Ход ИГРЫ:

Диджей (или любой другой подходящий персонаж детского праздника ) предлагает детям устроить настоящую праздничную дискотеку и говорит :

«Научиться танцевать,на самом деле, очень легко, стоит только немного разучить простые движения. А теперь, те кто хочет научиться,- повторяйте за мной!» (Ведущий-диджей показывает нижеприведенные движения для рук, ног и головы, говорит, как они называются, дети повторяют и запоминают названия. Далее движения частей тела комбинируются, например : марш-бочка-часики и т. д… После взрослый ведущий предлагает побыть диджеями желающим детям по-очереди).

ДВИЖЕНИЯ ГОЛОВЫ :

1. «Часики» : наклоны головы от плеча к плечу;

2. «Сова» : повороты вправо-влево;

3. «Земля-небо» : поднять вверх, опустить вниз;

4. «Качалки» : частые кивки;

5. «Орбита» : кружение головой на 360 гр. вправо и влево.

ДВИЖЕНИЯ РУК :

1. «Руль» : характерное имитирующее движение перед грудью, сжав ладони.

2. «Стирка» : согнув пальцы, трут широкой амплитудой ладонью о ладонь у одного и другого бедра;

3. «Заплыв» : движения плавательного стиля кролем;

4. «Бочка» : моталочка перед грудью, согнув руки в локтях от себя и к себе;

5. «Мельница» : подняв параллельные руки над головой, выполняются вращательные движения обеими руками в одном направлении;

6. «Робот» : отрывистое постепенное и поочередное поднятие и опускание рук, сгибая в локтях;

7. «Давай-давай!» : поочередное выбрасывание то правой, то левой руки над головой на счет раз-два.

ДВИЖЕНИЯ НОГ :

1. «Марш» : традиционная маршевая ходьба;

2. «Твист» вращательные движения, согнув в колени и выставив то правую, то левую ногу, то на обеих сразу;

3. «Гопак» : поочередное выбрасывание ног в стороны на поскоках;

4. «Кан-кан» : поочередное выбрасывание ног на поскоках вперед;

5. «Степ» притопы вправо-влево на приставном шаге.

ИГРА «ДРУЖНЫЕ ПАРЫ» 5-7 лет

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

1. Развитие слухового внимания ;

2. Развитие коммуникации ;

3. Координация тела;

4. Координация движений в пространстве;

5. Развитие реакции

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ : «Лимонадный дождик» .

ХОД ИГРЫ :Вначале ведущий-взрослый (Карлсон, Лесовичок, Мери Поппинс, затем ведущий-ребенок (по желанию ребенка,объявляет : «Внимание, идет дождь!» , звучит громкое музыкальное сопровождение , во время которого дети по -одному, свободно

И легко разбегаются по залу. Затем ведущий объявляет :: «Внимание, дружные капельки!» ,- музыка ненадолго смолкает , дети быстро находят себе пару и ожидают следующих слов, взявшись обеими руками лицом друг к другу. Ведущий объявляет дальше следующие фигуры в произвольном порядке (первый раз показав их одновременно с кем-нибудь из детей, музыка продолжает играть .

«Ракеты» -пары, поднимаются на носки, вытянув руки ладонями вверх;

«Кусты» -садятся на корточки, закинув руки на плечи друг другу и растопырив пальцы;

«Сугроб» -сидя обнимают друг друга, поджав вниз головы;

«Радуга-дуга» - прикоснувшись ладонями описывают полукруг в одну и другую стороны;

«Лодочка» - кружатся, широко раскинув соединенные в ладонях руки;

«Паровозик» - ладони рук соединены на уровне груди, вращательные движения и одновременно шаги на месте;

«Ладошки» - хлопают под музыку по ладошкам друг друга;

«Хлопошки» -хлопают в ладоши под музыку ;

«Веселые ребята» - взявшись за руки, прыгают на месте.

Игра поэтапно повторяется еще 1-2 раза.

СЕНСОРНАЯ ИГРА «ГРОЗА» от 5 лет

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

1. Развитие аккустического слуха и памяти;

2. Развитие моторики ;

3. Массовая слаженность координации движений;

4. Снятие эмоционального напряжения;

5. Дыхательная гимнастика

ХОД ИГРЫ : Музыкальный руководитель предлагает детям послушать в записи шумы : «ветер» , «дождь» , «гром» , «ливень» , «дождь в городе» ; «голоса птиц» и просто тишину. (Одновременно на режимах разной интенсивности включается светодиодный модуль «Гроза» .

Ребята, а хотите, мы сейчас с вами можем все это повторить, но только при помощи наших рук ног и голоса? (Ответы детей) .

Тогда давайте встанем в круг и вместе сделаем и послушаем «грозу» .

Я буду называть то, что надо выполнять, а потом медленно пойду по кругу и тот, до кого я дотронусь, начинает делать то, о чем прошу. Начинаем! (муз. руководитель объявляет нижеперечисленное, а сам медленно идет внутри круга, касаясь плеча детей. В результате, игра плавно идет по звуконарастанию, затем по убывающей).

«Дует легкий ветер» - дети без напряжения дуют, свернув губы трубочкой;

«Ветер усиливается» -дети продолжают дуть, но с усилием;

«Зашелестела листва» - интенсивно трут ладонью о ладонь;

«Попрятались птицы» -легкие одиночные хлопки округленными ладонями;

«Попрятались звери» - легкое попеременное шарканье стопами;

«Затаились в укрытиях и домах люди» - тихо произносят поднеся палец к губам :«Шшшшш» .

«Закапали первые капли» - легкие шлепки по коленям;

«Пошел сильный дождь» - громкие шлепки по коленям и одновременное включение модуля «Гроза» ;

«Сверкнула молния» - включение и выключение света, продолжать шлепать по коленям;

«Грянул гром» - все одновременно подрыгивают на месте, (и потрясти железным листом, можно одновременно запрыгнуть на него, если позволяет размер или постучать по тазу половником);

«И вот начался настоящий ливень» - громко и быстро хлопают прямыми ладонями;

«Дождь стихает» - легкие хлопки;

«Почти закончился» - одиночные шлепки по коленям;

«Гроза стихла. Давайте послушаем тишину и подышим свежим-свежим воздухом, вот так» - медленный вдох через нос и медленный выдох через рот.

«Как хорошо вокруг, правда?» - дети поворачивают в стороны головы и отвечают.

ИГРА-РАЗВЛЕЧЕНИЕ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОТКРЫТКИ »

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

1. Развитие танцевального творчества;

2. Закрепление представления о фигурах : квадрат, прямоугольник, круг, треугольник; овал;

3. Развитие коммуникации ;

4. Развитие реакции ;

5. Развитие зрительной памяти ;

Умение слаженно действовать в коллективе, согласно

условиям игры .

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ : «Разноцветная игра» , «В мире много сказок» ,«Храбрый зайчик» (А. Пинегин) ; «Варенье» (трек к м. ф. «Маша и Медведь» ); «Песня Лисы» (из м. ф. «Буренка из Маслёнкина» ); «Две лягушки» ; «Песня козлят» (из м. ф. «Волк и семеро козлят» ).

АТРИБУТЫ : 5 обручей на полу, разложенных на достаточном расстоянии друг от друга по кругу; самодельные картинки-открытки на картонной основе, большого формата с изображениями на цветном фоне разного цвета : зайчика, медведя, лисы, лягушек и козлят, разрезанные на равные части, по фрагменту на каждого участника (если на 4 части разрезать каждую картинку, то выйдет на 20 участников, они широко раскладываются по центру зала.

По условиям игры , обговаривается, что все участники делятся предварительно на несколько равных по числу участников команд : зайчики, медвежата, лисята, лягушата и козлята (число команд можно варьировать по усмотрению педагога) и располагаются на стульчиках каждая возле своего «домика» (обруча) лицом в общий круг.

Под звучание 1 куплета и припева песни «Разноцветная игра» , дети свободно двигаются по залу. С окончанием музыки дети подбегают к разрезанным открыткам, теперь звучит песня «В мире много сказок» , под которую команды выбирают фрагмент открытки нужного цвета и собирают в своем обруче зверя, которого они представляют.

Затем, в том порядке, в котором команды собрали открытки, они представляют себя : в произвольном танце изображают под соответствующую (см. музыкальное сопровождение ) музыку зайчиков , медведей, лис, лягушат и козлят.

Остальные дети на время становятся зрителями и приветствуют выступающих апплодисментами.

Выступление заканчивается вручением угощения.

НОВОГОДНЯЯ ИГРА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДЕД МОРОЗ » с детьми от 3-х лет.

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

1. Создание веселого, праздничного настроения ;

2. Раскомплексованность и ощущение успешности;

3. Развитие внимания и реакции ;

4. Творчество в элементарном музицировании;

5. Слаженность при участии в детском оркестре.

6. Развитие фонематического слуха.

АТРИБУТЫ : небольшой тканевый мешочек с инструментами : бубен, 2 ложки, трещетки, маракас.

ДЕД МОРОЗ (поет на мотив «Два веселых гуся» ):

Я,веселый Дед Мороз

Борода и красный нос.

Угадайте же, друзья,

Что в мешочке у меня?

ДЕТИ : Подарки! Конфеты! Игрушки! (и т. д)

Не доставая, а только запустив руки в мешочек, извлекает звук из любого инструмента. Дети отгадывают на слух звучащий инструмент. Дед Мороз дает в руки этот инструмент тому, кто первым угадал. Далее Дед Мороз снова каждый раз поет песню и просит угадать по звучанию следующие инструменты. Так собирается небольшой оркестр детей-музыкантов .

СНЕГУРОЧКА : Угадала детвора, значит нам плясать пора!

ДЕД МОРОЗ : А ну-ка, музыканты , сыграйте нам дружнее, а Дедушка Мороз со Снегуркой вам спляшут веселее!

Звучит «Комаринская» , вышедшие дети играют на инструментах, Дед Мороз со Снегурочкой весело танцуют, а зрители хлопают.

НОВОГОДНЯЯ ИГРА «СНЕЖНАЯ ФИГУРА»

для детей от 4-х лет.

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

1. Развитие творчества в движении;

2. Ассоциативное мышление;

3. Развитие реакции

4. Снятие эмоционального напряжения

В записи звучит «метель» , «пурга» .

ДЕД МОРОЗ : (СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА, ЛЕШИЙ, СНЕГОВИК, др.)

Метель заметает раз,

Метель заметает два,

Метель заметает три, (дети раскачивают руками)

Фигура из снега, замри! (застывают в задуманной позе)

Новогодний персонаж-ведущий неспеша обходит детей, называя предполагаемые фигуры, в которые изображают дети.

Мы фигуры поменяем

А сейчас все дружно таем-таем!

Дети плавно присаживаются, затем встают и игра повторяется.

НОВОГОДНЯЯ ИГРА «СНЕГУРОЧКИНЫ ЗАГАДКИ» 4-6 л.

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

1. Развитие воображения ;

2. Развитие чувства юмора ;

3. Коммуникация;

4. Развитие моторики , мимики, артистизма, тембральности;

5. Умение слаженно действовать в коллективе;

6. Снятие эмоционального напряжения

Дети стоят вокруг елки, в центре стоят Дед Мороз и Снегурочка.

СНЕГУРОЧКА : Дедушка Мороз, а ты любишь загадки?

ДЕД МОРОЗ : Конечно люблю и с удовольствием их отгадаю, загадывайте!

СНЕГУРОЧКА : А у нас загадки не простые. Сейчас ты отвернешься к елке, зажмуришь глаза, закроешь руками уши, а я с ребятками придумаю для тебя загадки. Потом, когда я подойду и дотронусь до твоего плеча, тебе нужно повернуться, открыть глаза и уши и отгадать то, что мы сейчас будем делать, хорошо?

ДЕД МОРОЗ : Ах ты, затейница! Видать, и вправду интересными будут ваши загадки! Посмотрим-посмотрим… (отворачивается, закрывает глаза и уши) .

СНЕГУРОЧКА : Ребята, сейчас мы с вами будем делать так, как-будто играем на дудочке (подносит пальцы ко рту, перебирая ими) «ду-ду-ду, ду-ду-ду»

(Дети повторяют и замолкают. Снегурочка подходит к Деду Морозу, хлопает его по плечу, он разворачивается , открывает глаза и отнимает руки от ушей. Дети со Снегурочкой загадывают первую загадку).

ДЕД МОРОЗ : А-а, я догадался, вы молоко пьете! (дети, посмеявшись называют правильный ответ. Дед Мороз снова отворачивается).

СНЕГУРОЧКА : А теперь мы будем как-будто играть на скрипке (показывает) вот так : «дили-дили-дили-дили» … (Дети повторяют и смолкают, а Снегурочка вновь разворачивает Деда Мороза к детям , они загадывают новую загадку).

ДЕД МОРОЗ : Я догадался! Это вы бороду чешете! (дети, посмеявшись, называют правильный ответ. Дед Мороз отворачивается последний раз).

СНЕГУРОЧКА : Ну а теперь мы с вами будем как-будто на деревянных ложечках стучать, вот так (кулачками друг об друга) : «тук-тук-тук-тук-тук-тук» .

Дети повторяют и смолкают, а Снегурочка разворачивает Деда Мороза последний раз. Дети повторяют свою загадку.

ДЕД МОРОЗ : Ну, это совсем просто, - вы гвозди забиваете! (дети сеются и называют правильный ответ) .

ИГРА «НЕЗЕВАЙ-КА» 5-7 лет

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

1. Развитие реакции ;

2. Развитие координации движений в пространстве;

3. Коммуникация;

4. Развитие чувства ритма ;

5. Танцевальное творчество

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ : Фрагменты вальса (Грибоедов, Шопен. Штраус) ; польки (Глинка, Чайковский, Рахманинов) ; марша («Парад алле» , военный, спортивный); русской народной мелодии («Ах, ты береза» , «Светит месяц» , «Красный сарафан» , детских популярных песен («Есть друзья» , «Барбарики» , «Улыбка» ,.)

ВЕДУЩИЙ : -Ребята, сейчас мы с вами поиграем в веселую игру, которая называется «Незевайка» . У нас сегодня с вами 2 команды : команда девочек будет называться «Ромашка» и команда мальчиков – «Василек» (сразу выбираются капитаны команд) . Пока будет звучать музыка , вы шагаете, прыгаете, бегаете, танцуете, словом, двигаетесь так, как вам подсказывает музыка . Но, как только музыка смолкнет , - ждите команды, как вам надо будет построиться. Чья команда больше раз правильно построиться – та и победит.

Звучит «Марш» , дети произвольно маршируют по залу;

Внимание! Строимся в 2 колонны за капитанами.

Звучит «Полька» , дети поскоками двигаются по залу;

Внимание! Строимся в шеренги!

Звучит «Светит месяц» , - дети спокойно прохаживаются по залу;

Внимание! Строимся в хороводы!

Звучит «Вальс» , дети легко разбегаются на носочках;

Внимание! Находим себе пару!

Звучит песня «Барбарики» , дети прыгают везде на двух ногах.

Внимание! Строимся по росту в 2 колонны.

ИГРА «ПЕРЕТАНЦУЙ» от 3-х лет

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

1. Развитие координации движений;

2. Развитие чувства ритма ;

3. Образное мышление;

4. Танцевальное творчество

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ : «Чунга-Чанга» , «Кукарелла» , «Финская полька» , хорватская мелодия «Жуки» и т. п.

Ведущий предлагает детям поиграть в веселую музыкальную игру в кругу на выбывание. Условия игры такие , что дети делают под музыку то , что называет ведущий, тому, кто не успевает, ведущий дает «билет зрителя» (разрезанные цветные открытки) и тот, сев в «зрительный зал» , просто хлопает в ладоши под музыку оставшимся участникам.

Когда остается всего 2 участников, ведущий поворачивает их лицом друг к другу, а сам продолжает говорить в очень быстром темпе. В окончании игры музыка смолкает и «зрителями» по числу аплодисментов и оваций выбирается победитель.

Варианты реплик ведущего :

-танцуют только : брови (поднимают-опускают) ; щеки (раздувают) ; губы (вытягивают) ; языки (вверх-вниз, вправо-влево) ; головы (качают) ; плечи (поднимают-опускают) ; животы (выпячивают и втягивают) ; бедра (покачивают) ; пальцы (как на пианино) ; локти (раздвигают в стороны и назад) ; колени (поочередно поднимают ноги, согнутые в коленях) ; носочки (ходьба на носках на месте) ; пяточки (ходьба на пятках) .

-танцуют вместе : голова и носочки; плечи и пяточки; брови и коленки…

-танцуют вместе : щеки, плечи и носочки; губы, живот и пяточки; язычок, голова и бедра, и т. д.

ТАНЕЦ – ИГРА «КЛУМБА» 4-5 лет

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

1. Двигаться в соответствии с характером и ритмом музыки ;

2. Развитие зрительной памяти ;

3. Развитие реакции ;

4. Коммуникация;

5. Творчество

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ : «Волщебный цветок» (из м. ф. «Шёлковая кисточка» .

АТРИБУТЫ : 4 обруча по краям зала, 4 вида цветов, разделенных на 4 подгруппы детей.

Дети с одинаковыми цветами располагаются вокруг обручей, внутри которых располагаются 4 детей-водящих с такими же цветами. Все присаживаются на корточки, опустив голову вниз.

МУЗЫКА ВСТУПЛЕНИЯ : Выбранный по считалочке ребенок с детской лейкой обегает «клумбы» , имитируя полив цветов и, отложив лейку в сторону и взяв в руки палочку, становится «садовником-дирижером» .

1-й куплет : Дети-цветы с разных клумб по движению дирижерской палочки по-очереди «вырастают» на каждое предложение.

«Может» --- медленно перекладывают цветок из руки в руку, каждый раз отведя в сторону руку (всего 4 раза)

«Самый сказочный» … - рука с цветком медленно поднимается вверх

«самый волшебный» . - также опускается вниз (повторить оба движения) ;

«ля-ля» … - поочередное выставление ног на носок 4 раза и кружение на месте (2 раза) .

2-куплет : дети ходят врассыпную, перемешавшись, по всему залу; на припев движения те же. С ними одновременно ходят и дети-водящие. На окончание 2-го припева водящие бегут в любой другой обруч, а остальные дети выстраиваются вокруг, образуя клумбу в другом месте.

Музыкальные подвижные театрализованные игры для детей старшего дошкольного возраста


Холодная Ирина Владимировна, музыкальный руководитель МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 191»

Описание материала:
Предлагаю Вашему вниманию авторские музыкальные театрализованные игры для дошкольников. Возраст 5-7 лет. Использование музыкальных игр с озвучкой позволяет максимально сократить процесс разучивания - до одного занятия, и сделать возможным применять игру в группе или на прогулке при наличии МП3 плеера.
Оборудование: Атрибуты к играм, шапочки-ободки.
Подготовительный этап: прослушивание игры, краткое объяснение.

1.Игра "Дирижер" (замри)
Автор И. Холодная
Задачи: Учить детей ритмично двигаться, ритмично аккомпанируя себе на шумовых музыкальных инструментах. Закреплять умение чётко реагировать на смену музыкальных фрагментов. Развивать двигательную координацию, согласовывая свои движения с движениями ведущего.
Атрибуты: дирижерская палочка.
Ход игры:
Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия.
«Мы в «замри» играть все любим, будем прыгать и скакать
Дирижер сегодня будет всем нам палочкой махать.
На него мы поглядим и движенья повторим
1-2-3 – замри!»
Дирижер – ребенок с дирижерской палочкой в сторонке дирижирует. Дети двигаются произвольно, стучат в такт музыке шумовыми муз. инструментами.
На слово «замри» Дирижер сам замирает, показывая позу детям. Дети повторяют позу Дирижера. Далее Дирижер выбирает понравившегося ребенка, передает дирижерскую палочку. Игра повторяется.

2. Игра "Принцессы и драконы"
Автор И. Холодная
Задачи: Развивать выразительность музыкально-игровых образов. Согласовывать движения с характером музыкального фрагмента.
Атрибуты: Ленточки
Ход игры: Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия.
«Драконы большими шагами шагают
Огромные крылья свои распускают
Принцессы драконов совсем не боятся
Заставят Драконов себе подчиняться!
Принцесса ленточкой взмахнет –
Дракон, как каменный, замрет!»
Девочки – Принцессы с ленточками в руках стоят в четырех углах зала.
Мальчики – Драконы шагают высоким шагом, машут руками.
До какого Дракона принцесса ленточкой дотронется, тот замирает.
Далее Принцессы считают пойманных драконов.

3. Игра Колпачок и палочка
Автор И. Холодная
Задачи: Совершенствовать лёгкий танцевальный бег по кругу. Развивать слуховое внимание и чувство ритма.
Атрибуты: Колпачок, палочка.
Ход игры:

"На носочках друг за другом мы бежим веселым кругом
Будет палочка стучать, а ладошки повторять
И обратно друг за другом мы бежим веселым кругом,
Палочка, ты не молчи! Ритмы четко простучи!"
Дети стоят в кругу. В центре круга Водящий с палочкой, достающей до пола и в ярком колпачке, закрывающем глаза ребенка.
1.Дети легко на носочках бегут по кругу в одну и другую сторону. Водящий стоит.
2.Водящий отстукивает ритм палочкой по полу, дети одновременно хлопают в ладоши.
3.Дети два раза хлопают и говорят «Повернись!»
Водящий прыжком, опираясь на палочку, поворачивается на 180 %, и так 3 раза, когда дети говорят «Покажи!», водящий поднимает двумя руками перпендикулярно палочку, указывая на какого – либо ребенка. Поскольку колпачок закрывает глазки, водящий не видит на кого показывает, игра приобретает достаточный интерес у детей.
Ребенок, на которого указала палочка выходит. Сам, или с помощью педагога снимает колпачок, затем берет палочку, становится Водящим. Игра повторяется.

4.Летчики, на аэродром!
Авторская компиляция игры М. Раухвергера.
Задачи: учить ориентироваться в пространстве, используя различные виды имитационных движений; развивать знания о странах и континентах, совершенствовать коммуникативные навыки; способствовать созданию положительного эмоционального фона в детском коллективе
Ход игры:
Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия:
1. «Летчики, на аэродром!» Дети присаживаются
2. «Заводим моторы!» Дети сидя (обязательное условие, чтобы было чередование двигательной активности и отдыха) делают «моталочку» согнутыми руками.
3. «В полет!» Дети изображают полет самолета (летают)
4. «Внимание, посадка!» Дети присаживаются на корточки.
5. Далее выполняются подражательные движения животных тех стран и континентов, в которые прилетают самолеты.

5. Игра "Маленькая Фея"
Автор И. Холодная
Задачи: Выразительно передавать характер музыки. Учить творчески использовать знакомые танцевальные движения.
Атрибуты: Цветок, шапочка Феи
Ход игры:
Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия:
«Маленькая Фея кружится, танцует!
Веточкой чудесной волшебство рисует!
Кому на плечо цветок упадет,
Тот с Феей в кружок танцевать пойдет!
Что же, Феечка, давай!
Ребятишек выбирай!»
Девочка - «Фея» с цветком импровизирует под музыку, на окончание дотрагивается цветком до сидящих или стоящих в кругу детей, выбранные дети танцуют вместе с Феей. Далее выбирается новая Фея.

Музыкальные игры для детей дошкольного возраста

«Веселые лягушата».

Ход игры: Дети стоят в кругу и пропевают текст:

У болота на опушке мы, лягушки-хохотушки.

Будем в ложки мы играть, звонко песни распевать.

Ква-ква, ква-ква. Ква-ква, ква-ква!

Педагог на ложках проигрывает простой ритм, дети повторяют его, играя на ложках.

«Веселые матрешки».

Ход игры: В игре принимают участие несколько играющих. У взрослого в руках большая яркая матрешка, у детей – маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких», - говорит взрослый. Он отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Участники игры повторяют этот ритмический рисунок своими матрешками. При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.

«Три медведя».

Игровой материал: плоские фигурки медведей из картона, раскрашенные в русском стиле. У детей карточки с изображением трех медведей и кружочки.

Ход игры:

Педагог: Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают). Послушайте, кто первым зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел.)

Педагог (выводит фигурку) : Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку. (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение.)

«Прыг, прыг, скок».

Цель: Развивать ритмическую память, метрическое чувство.

Ход игры: Ребенок, выбранный зайчиком, сидит в кругу с барабаном в руках. Дети, взявшись за руки, спокойным шагом с песней идут по кругу на 1-2 предложения. На третье – они останавливаются и хлопают в ладоши на акценты, на которые «зайчик» прыгает с продвижением вперед, стучит на барабане простой ритм, дети должны повторить его, хлопая в ладоши. После выбирается новый «зайчик».

Текст песни: Что ты, заинька, сидишь? Что ты, заинька, молчишь?

Раз прыжок, два прыжок! Прыг, прыг, скок!

Зайка, зайка не молчи, в барабан ты постучи!

«Куколка любит танцевать».

Цель: Развивать чувство ритма.

Ход игры: Звучит любая русская народная мелодия.

Педагог: Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она протопает, так и вы повторяйте.

Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, притопами. Можно взять в руки ложки, палочки, бубны.. если разделить детей по подгруппам и дать разные музыкальные инструменты, то получится оркестр.

«По тропинке».

Цель: Закреплять способы звукоизвлечения на бубнах, маракасах, ложках. Развивать ритмический слух детей.

Ход занятия: Дети с песней двигаются цепочкой на запев, на проигрыш отстукивают ритмический рисунок, который задает педагог.

Текст песни: 1. По тропинке в лес идем, в лес идем, в лес идем.

Ежика в лесу найдем, ежика найдем! (играют на маракасах)

2. По тропинке в лес пойдем, в лес пойдем, в лес пойдем.

Зайчика в лесу найдем, зайчика найдем. (играют на ложках)

3. По тропинке в лес идем, в лес идем, в лес идем.

Мишку мы в лесу найдем, Мишку мы найдем. (играют на бубунах)

«Веселый колокольчик».

Цель: Развивать ритмический слух детей, умение правильно извлекать звук на колокольчике.

Ход игры: Детям раздают по два колокольчика каждому. Педагог поет нечетные фразы со словами, а дети - четные со звукоподражаниями, подыгрывая себе на колокольчиках.

1. Веселый колокольчик – Динь, динь, динь.

Смеется и хохочет – динь, динь, динь.

2. Он пел зимой чуть слышно – динь, динь, динь.

Но снова солнце вышло – динь, динь, динь.

3. И звонкие капели – динь, динь, динь.

В ответ ему запели – динь, динь, динь. (см. нотное приложение)

«Не зевай».

Цель: научить детей воспринимать и ритмично воспроизводить несложный ритмический рисунок, совершенствовать умение различать структуру музыкального произведения.

Ход игры: Игра проводится с детьми, сидящими на ковре в кругу. Дети поют текст и передают по кругу музыкальные инструменты. Педагог может ставить перед детьми различные задачи:

Точно воспроизводить ритм, после чего передавать соседу музыкальный инструмент;

Чередовать громкое и тихое исполнение;

Менять поочередно приемы исполнения на музыкальных инструментах.

Текст песни: Раз-два-три, не зевай! Поиграл – передай!

Раз – два-три, не спеши, как играть научи!

БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ

Программное содержание: Учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм.

Ход игры: Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной.

Большие ноги шли по дороге: (долгие хлопки)

Топ, топ, топ, топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки)

Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!

Программное содержание: По слуховому восприятию учить детей различать короткие и долгие звуки, развивая тем самым ритмическую память, умение соотносить свои действия с музыкой – способность прохлопать ритмический рисунок мелодии руками, развивать музыкально – ритмическое восприятие.

Игровые правила: Слушать звуки разной длительности, не мешать другим.

Игровые действия: Отгадывать длительность звуков, прохлопывать их соответственно.

Игровая цель: Угадать первым

ЗАЙЦЫ.

Программное содержание: Упражнять детей в восприятии и различении характера музыки: веселого, плясового и спокойного, колыбельного.

Ход игры: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут), под музыку соответствующего характера.

Программное содержание: Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение слушать и сравнивать музыку различного характера (веселую, плясовую и спокойную, колыбельную). Развивать музыкальную память, представление о различном характере музыки.

Игровые правила: Прослушать до конца мелодию, не мешать отвечать другим.

Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего ему изображения или показ соответствующих действий.

Игровая цель: Первым показать, что делают зайцы.

ЛЕСЕНКА.

Программное содержание: Различать постепенное движение мелодии вверх и вниз, отмечая его положением руки.

Ход игры: Педагог исполняет попевку «Лесенка» Е.Тиличеевой. При повторном исполнении предлагает детям поиграть: показать рукой, куда движется девочка (кукла и т.д.) – вверх по лесенке или вниз. Затем педагог исполняет попевку, при этом он не допевает последнее слово сначала в первой, а потом во второй части попевки, и предлагает детям самим закончить ее.

Для средних, старших и подготовительных групп используется лесенка из 5 ступенек, для последних возможно из 7. Для младших – из 3.

Для 7 ступенек: Для 5 ступенек: Для 3 ступенек:

До, ре, ми, фа, Вот иду я вверх, Вверх иду,

соль, ля, си. И спускаюсь вниз. Вниз иду. (на трезвучии).

Программное содержание: Развивать музыкальную память и музыкально-аналитическое мышление – умение различать поступенное движение мелодии вверх и вниз. Учить детей соотносить свои действия с музыкой (движения руки) по слуховому восприятию.

Развивать музыкальный слух – умение отличать напевное звучание мелодии от отрывистого. Развивать представление об изобразительных возможностях музыки.

Ход игры: Педагог предлагает детям послушать как по музыкальной лесенке поднимается маленький мальчик и старая бабушка, или большой медведь и маленький зайка и сравнить музыкальные фрагменты.

Игровые правила: Внимательно слушать, не мешать другим.

Игровые действия: Показ рукой.

Игровая цель: Самостоятельно закончить музыкальную фразу.

МОРЕ.

Программное содержание: Развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки, ее способности отражать явления окружающей природы.

Ход игры: Педагог исполняет пьесу «Море» Н.Римского-Корсакова, дети делятся своими впечатлениями о характере музыки. Педагог обращает внимание на то, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая самые разные его состояния: оно то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся. Один ребенок с помощью карточек показывает изменение характера музыки на протяжении всей пьесы.

Программное содержание: Закреплять умение различать динамические оттенки в музыке: тихо (р), громко (), не слишком громко (), очень громко () и т.д. Через умение соотносить музыкальный и художественный образы, развивать воображение, умение представить картины реальной действительности, переданные с помощью средств музыкальной выразительности.

Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим.

Игровые действия: Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КАРУСЕЛЬ

Программное содержание: Учить детей различать изменение темпа в музыке.

Ход игры: Педагог исполняет песню «Карусели», спрашивает детей, как они двигались, всегда ли одинаково? Предлагает детям изобразить изменение темпа в музыке своими действиями и ответить на вопросы: когда музыка играла быстро, когда медленно и т.д.

Еле, еле, еле-еле (дети начинают движение)

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом (бегут)

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите! (замедляют ход)

Карусель остановите! (останавливаются).

Программное содержание: Развивать музыкальную память через темповый слух. Учить детей по слуховому восприятию различать изменение темпа в музыке и соотносить это со своими действиями, движениями.

Игровые правила: Внимательно слушать мелодию, не мешать другим.

Игровые действия: Движения в хороводе с изменением темпа.

Игровая цель: Принять участие в хороводе.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО.

Программное содержание: Учить детей различать форму музыкального произведения (запев и припев в песне), передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения.

Ход игры: Педагог исполняет песню и предлагает одному ребенку выложить ее условное изображение из разноцветных кругов (запев песни) и однотонных квадратов (припев). Остальные дети проверяют,

правильно ли выполнено задание. В другой раз педагог сам выкладывает условное изображение песни из кругов и квадратов и просит детей исполнить песни, соответствующие изображению.

Программное содержание: Развивать музыкально-аналитическую деятельность детей – умение по слуховому восприятию через сравнение, сопоставление различать форму музыкального произведения (запев, припев), развивать ассоциативное мышление – умение передавать форму музыкального произведения с помощью различных графических изображений.

Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не подсказывать друг другу.

Игровые действия: Угадывание мелодии и выкладывание ее условного изображения из кругов и квадратов и наоборот.

Игровая цель: Первым угадать и выложить мелодию.

НАЙДИ И ПОКАЖИ.

Программное содержание: Упражнять детей в различии звуков по высоте (ре – ля).

Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, используя знакомые детям звукоподражания, обращает внимание на то, что мамы поют низкими голосами, а детки высокими, тонкими; для этого он рассказывает детям о том, что в одном дворе жили утка с утятами (показывает картинки), гусь с гусятами, курица с цыплятами, а на дереве птица с птенчиками и т.д. Однажды, подул сильный ветер, пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы стали искать своих детей. Первой стала звать своих деток мама-утка:

Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!

А утята ей отвечают:

Кря-кря, мы здесь!

Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и т.д.

Программное содержание: Через слуховое восприятие развивать звуковысотный слух у детей: умение слушать и различать высокие и низкие звуки. (ре-ля).

Игровые правила: Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте звука напевом.

Игровые действия: Отгадывать, кого зовут, пропевать соответствующие звукоподражания.

Игровая цель: Помочь птицам найти своих птенчиков.

НАЙДИ МАМУ.

Программное содержание: Развивать звуковысотное восприятие у детей: учить различать звуки в пределах октавы (ре1 – ре2).

Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, говорит, что у куклы Маши есть птички: курочка, уточка и т. д., они поют низкими голосами. И есть птенчики: цыплята, утята и т.д., они поют высокими, тоненькими голосами. Птенчики весь день играли во дворе и проголодались, и стали искать свою маму, чтобы она их покормила:

Пи, пи, пи! Это я! Где же мама моя? – запели цыплята тоненьким голоском. А мама курочка им отвечает:

Все ко мне. Цыплятки, милые ребятки!

И все остальные птенчики стали звать своих мам.

В ходе игры дети могут поочередно исполнять роль как птиц, так и птенчиков, используя при этом картинки с их изображением.

Программное содержание: Через слуховое восприятие развивать звуковысотный слух у детей: умение слушать и различать высокие и низкие звуки. (ре – ля).

Игровые правила: Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте напевом.

Игровые действия: Пропевать звукоподражания за педагогом.

Игровая цель: Помочь птицам найти своих птенчиков

ОПРЕДЕЛИ ПО РИТМУ.

Программное содержание: Передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать их по изображению ритмического рисунка.

Ход игры: Разучивая с педагогом попевку дети прохлопывают ее ритм, научившись этому они учатся узнавать знакомые попевки по предложенному рисунку.

«Петушок» рус.н.м.

«Мы идем с флажками» Е.Тиличеевой рус.н.м.

«Дождик»

Петушок, петушок, Дождик, дождик

Золотой гребешок! Веселей!

Что ты рано встаешь, Капай, капай,

Деткам спать не Не жалей!

даешь?

Мы идем с флажками,

Красными шарами.

В ритмических рисунках квадраты обозначают короткие звуки, прямоугольники – длинные звуки.

Программное содержание: Прослушивать попевку до конца, не мешать, отвечать другим.

Игровые действия: Угадывать знакомые попевки, выбирать соответствующие им графические изображения, прохлопывать ритм попевки.

Игровая цель: Угадывать первым.

СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО.

Программное содержание: Развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.

Ход игры: Педагог исполняет музыкальные произведения разного жанра: колыбельную, польку, марш. Обращает внимание детей на их особенности, предлагает найти отличительные черты. Одному ребенку на слух предлагается определить жанровую принадлежность заданной мелодии и выбрать соответствующую картинку, остальные дети указывают свой ответ на игровых полотнах с изображением, соответствующим различным жанрам музыки.

Ход игры: Педагог исполняет музыкальные произведения разного жанра: колыбельную, польку, марш. Обращает внимание детей на их особенности, предлагает найти отличительные черты. Детям предлагается поиграть – определить на слух жанровую принадлежность заданной мелодии, выбрать на игровом полотне картинку с соответствующим изображением и накрыть ее фишкой. При этом ребенок должен пояснить, как называется этот жанр музыки и что под такую музыку можно делать.

Игровые действия: Угадывание жанра, выполнение соответствующих движений.

Игровая цель: Угадать первым.

СОЛНЫШКО И ТУЧКА.

Программное содержание: Развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая, спокойная, грустная).

Ход игры: Детям раздают игровые полотна с изображением солнца, тучки и солнца за тучкой, которые соответствуют веселой, грустной и спокойной музыке. Педагог исполняет поочередно песни разного характера (плясовую, колыбельную, спокойную), и предлагает детям поиграть – накрыть фишкой изображение, соответствующее по настроению характеру музыки. В младшей группе предлагаются только контрастные по звучанию веселые и грустные мелодии.

Программное содержание: Развивать музыкальную память, представление детей о различном характере музыки (веселая, спокойная, грустная). Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение сравнивать, сопоставлять музыку различного характера.

Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать другим.

Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего изображения.

Игровая цель: Угадать первым.


Положительное влияние музыки на детей неоспоримо. Дети обладают ярко выраженной чувствительностью, поэтому способны эффективнее воспринимать музыку, нежели взрослые люди. Они более открыты и эмоциональны, за счет этого могут уловить все мельчайшие подробности музыкальных произведений. Музыкальные игры для детей могут стать тем самым мостиком в богатый мир мелодий.

Откуда музыка взялась

Музыка сопровождает человечество практически с момента зарождения. Есть мнение, что изначально первобытные люди «пробовали голос», подражая крикам животных, птиц, и различным звукам природы. А первые ритмы появились при выполнении монотонной работы, например, во время долгого трения кусков дерева для добычи огня, выделки шкур. Музыка сопровождала человека с момента рождения до последнего вздоха.

Исследования музыки вообще и отдельных ее категорий ведется давно и непрерывно. В настоящее время однозначно доказано, что дети должны знакомиться с музыкальными произведениями как можно раньше, в идеале – с рождения. Классическая музыка признается лучшей не только для детей, но и для человека вообще. И хотя люди, мало знакомые с музыкальной классикой, сознательно часто отрицают ее положительное влияние, исследования подсознания все-таки утверждают обратное.

Идеальной для детей в течение многих десятков лет считается музыка Моцарта. Русские и советские композиторы также значительно обогатили копилку детского мирового музыкального наследия. А если вспомнить значительное количество детских песен, становится очевидно: родителям и педагогам предоставлен богатейший материал для музыкального развития детей.

Поскольку очень трудно представить себе ребенка, просто так чинно сидящего перед проигрывающим устройством, придуманы многочисленные интересные и веселые музыкальные игры для детей.

Роль музыки в развитии младенца

Прослушивание классических музыкальных произведений часто рекомендуют беременным женщинам, так как это положительно сказывается на развитии мозга младенца.

В первые месяцы после рождения следует включать малышу ту музыку, которую он слушал, находясь в утробе. Это напомнит ему о комфорте и чувстве защищенности; поможет ему успокоиться во время плача.

В первые полгода жизни малыша упор необходимо делать на классическую музыку и прослушивание звуков природы (пение и щебет птиц, журчание воды, шелест листвы и прочее).

В шесть месяцев необходимо постепенно разбавлять музыкальный ассортимент веселыми детскими песнями.

Примерно с восьми или десяти месяцев стоит практиковать совместные танцы мамы и малыша. Танцевальные движения вызовут массу положительных эмоций, будут способствовать тренировке двигательных функций и выработке чувства ритма.

Музыкальные игры для дошкольников

Музыкальные детские игры направлены, в первую очередь, на общее развитие ребенка, а также на развитие музыкального слуха и чувства ритма. Эффективнее познание музыки происходит в детском коллективе. Музыкальные игры в детском саду – неотъемлемая часть воспитательной и образовательной работы.

Для детей самых младших групп музыкальные игры в саду выполняют ознакомительную функцию. В возрасте двух-трех лет игры на музыкальных занятиях носят преимущественно подвижный характер практически без какой-либо теории.

Основные цели игровых музыкальных занятий с малышами:

  1. Научить различать и сравнивать различные по высоте и тембру звуки.
  2. Познакомить с простейшими музыкальными инструментами.
  3. Дать понятия об основных характеристиках музыкальных отрывков или произведений: грустные и веселые, громкие и тихие, быстрые и медленные.
  4. Сформировать умение двигаться в такт музыке.
  5. Привить начальные навыки индивидуального и совместного пения под музыку.
  6. Обучить наиболее легким в исполнении танцевальным движениям.

Специальные музыкально дидактические игры для дошкольников в большинстве своем разработаны для детей старшей и подготовительной группы.

Музыкально дидактические игры в детском саду имеют следующие цели:

  1. Углубление и закрепление всех знаний, полученных на начальном этапе музыкальных занятий.
  2. Практическое знакомство с детскими музыкальными инструментами.
  3. Изучение различных «взрослых» музыкальных инструментов.
  4. Формирование таких понятий как "музыкальный ансамбль" и "оркестр".

Кроме специфических музыкальных целей, музыкальные игры в ДОУ с дошкольниками старшего возраста призваны привить усидчивость, а также улучшить память и обострить внимание детей.

Музыкально-дидактические игры могут быть раздельными для девочек и мальчиков. Например, музыкальные игры для девочек подразумевают использование кукол: звучит быстрая музыка – куклы «танцуют», а при звуках колыбельных кукол нужно укачивать. Мальчики могут быть «роботами», которые при быстрой музыке двигаются, а при медленной – «выключаются». Это простейшие детские игры под музыку для знакомства с понятием темпа.

Музыкальные инструменты для детей

Игра на детских музыкальных инструментах – обязательная часть детского развития.

Основными музыкальными инструментами для детей младшего возраста считаются следующие:

  • металлофон;
  • колокольчики;
  • треугольник;
  • барабан;
  • бубен;
  • ложки.

На всех указанных инструментах дети могут играть самостоятельно. Детки, обладающие музыкальным слухом и чувством ритма, способны составить сыгранную группу и затем демонстрировать свои умения на праздниках и утренниках в дошкольных учреждениях.

Игры с использованием музыкальных инструментов позволяют в раннем возрасте выявить детей, имеющих особую склонность к занятиям музыкой, обладающих музыкальным слухом. Родителям таких детей рекомендуется по возможности развивать способности ребенка далее: например, определить дочку или сына на обучение в музыкальную школу.

Праздничные музыкальные мероприятия

В дошкольных детских учреждениях огромное значение имеют утренники и прочие праздничные мероприятия. Подготовка к праздникам организует детские коллективы, прививает начальные понятия о совместной работе. Успешные выступления доставляют детям немалое удовольствие. Присутствующие на праздниках родители наглядно могут оценить работу музыкальных и прочих педагогов ДОУ, а также успехи своих деток.

Игры для детей под музыку на праздниках и утренниках имеют несколько иные цели и характер, чем игры на музыкальных занятиях. Во втором случае это процесс, а в первом – демонстрация результата. Детские музыкальные праздники играют также важную психологическую роль: позволяют выявить детей, испытывающих страх и дискомфорт при выступлениях перед публикой или во время нахождения среди большого количества людей.

За исключением выпускного мероприятия для будущих первоклассников, совершенно особое место среди детских праздников занимает Новый год. Музыкальные новогодние игры для детей наполнены не просто звучанием, они несут в себе ощущение сказки, таинства и волшебства.

Новогодние музыкальные игры для детей можно условно разделить на две группы:

  • К первой группе будут относиться все стандартные игры под музыку, не имеющие специальной новогодней тематики; оттенок праздника подчеркнут Дед Мороз, Снегурочка или Снеговик в качестве ведущих и/или участников. Прекрасный новогодний эффект дает также украшение музыкальных инструментов мишурой или «дождиком».
  • Вторую группу составят специфические новогодние музыкальные игры, в которых используются песни о Новом годе, елочке, снеге, елочные игрушки и новогодние картинки в качестве вспомогательных предметов.

Детские музыкальные игры на Новый год могут быть использованы родителями в том случае, если предполагается встреча с друзьями или родственниками, в которой примет участие большое количество детей (не обязательно в новогоднюю ночь).

И совершенно особую категорию могут составить такие новогодние музыкальные игры для малышей, которые носят индивидуальный характер и могут быть использованы артистами, работающими по приглашению и играющими роль Деда Мороза и Снегурочки.

Выбор музыкальных игр

Подборка музыкальных игр для детей должна проводиться с особой тщательностью и учитывать:

  1. возраст ребенка (детей);
  2. наличие или отсутствие каких-либо музыкальных знаний и навыков;
  3. доступный для проведения занятий инвентарь.

Отметим также, что развивающие музыкальные игры для детей бесплатно предоставляются некоторыми сайтами в Интернете; скачать музыкальные игры для детей нетрудно, главное при этом – определить, насколько точно та или иная игра соответствуют возрасту ребенка, а также поставленным целям и задачам. Правильно подобранные и проведенные музыкальные дидактические игры значительно обогащают внутренний мир каждого ребенка и способствуют его всестороннему развитию.

Подвижные и музыкальные игры

Примеры музыкальных игр для самых маленьких

В возрасте полутора лет можно осваивать музыкальные игры. Музыка благотворно воздействует на интеллект малыша, развивает его мышление, воображение, память. Помимо положительного влияния на психику и интеллект, музыка способствует и физическому развитию детей: чувствуя ритм, ребенок непроизвольно начинает двигаться в такт музыки. Это позволяет гораздо быстрее добиться вовлечения в процесс зарядки и гимнастики.

«Угадай, чей звук»

В качестве инструментов для игры отбираются знакомые игрушки малыша. Также можно использовать различные материалы, из которых возможно извлечь звук. Это могут быть деревянные кубики, ложки, стеклянные шарики (предварительно положить их в банку).

Если игра проводится для группы детей, то сначала их нужно познакомить с предметами, звук которых надо будет распознать.

Предметы помещаются на поднос. Он располагается за спиной ведущего либо за каким-то ограждением (например, ширма или ящик с игрушками). Ведущий извлекает звук из предмета, при этом ребенок не видит этого предмета. Затем он разворачивает поднос малышу и просит взять ту вещь, которую только что использовал.

«Угадай мелодию»

Подбираются три или четыре мелодии известных детских песен, а также тематические картинки к ним. Ведущий знакомит детей с данным материалом. Затем включает мелодию одной из песен и просит показать картинку, которая относится к данной песне.

Примеры музыкальных игр для детей от 2 до 4 лет

В возрасте от двух до четырех лет стремительно возрастает потребность ребенка в получении новых знаний. Ему становится все интересно, он задает очень много вопросов. Возрастает его двигательная активность. В этом возрасте очень полезно знакомить ребенка с музыкальными инструментами, разучивать песни, заниматься танцами.

«Солнышко ясное»

Для проведения данной игры понадобится платок (можно шарф) синего или голубого цвета (он будет символизировать небо) и игрушка в виде солнышка (пластиковая или мягкая).

Малыши садятся на стулья, ладони кладут на колени. Ребенок, который исполняет роль «солнца», берет в руки игрушку и прячется за платком. Платок держит взрослый или другие дети.

Играет музыка, и дети начинают звать солнышко: «Солнышко, солнышко! Выгляни в окошко!». В середине музыкального произведения «солнышко» выглядывает из-за шарфа или платка. Дети, сидящие на стульчиках, увидев «солнце», говорят: «Выйди, солнышко скорей. Приласкай и обогрей!». И после этого переворачивают руки ладонями вверх. Ребенок, играющий «солнышко», подходит к каждому и гладит по ладоням.

После окончания музыки «солнышко» самостоятельно выбирает малыша, который станет изображать «солнце» далее, а сам садится на его место, при этом передает игрушку.

«Кошки, мышки»

Подбираются тихая и громкая мелодии. Выбирают одного малыша - он будет котом, остальные - мышками. «Кота» ставят в центр круга. Когда звучит тихая мелодия, «кот» показывает, будто спит, и «мышки» крадутся к нему. Когда включается громкая мелодия, «кот» просыпается и начинает бегать за «мышками». Кого первым он поймает, тот и становится «котом».

«Различи темп»

Выбирается песня или просто мелодия, в которой имеется медленный и быстрый темп. Ведущий показывает детям движения под музыку с медленным темпом, а затем с быстрым темпом. Включается музыка и дети должны изобразить правильно движения с учетом темпа.

По аналогии можно проводить игру, в которой упор будет делаться не на темп, а на громкость звука.

«Зайки и волк»

Из группы детей выбирается один, кто будет исполнять роль «волка». Остальные дети становятся «зайками». Для них из стульев строится «домик» (стулья ставятся полукругом). Начинает играть музыкальная композиция, символизирующая утро. «Зайки» постепенно начинают подниматься из «домика». Они потягиваются и умываются. Начинает играть более веселая мелодия. «Зайки» выходят из «домика» и прыгают по «лужайке». Музыка меняется на более грозную. Появляется «волк». Он начинает бегать по «лужайке» за «зайками». Кого он поймает первым, тот становится «волком».

Примеры музыкальных игр для детей от 4 до 6 лет

Дети в возрасте от четырех до шести лет характеризуются повышенной двигательной и познавательной активностью. Поэтому упор нужно сделать на танцевальные упражнения и подвижные музыкальные игры, для детей этого возраста их нужно чередовать с музыкальными занятиями, в которых присутствует хоровое пение и минимум движений, чтобы ребята могли немного отдохнуть.

«Надень шляпку»

Простая музыкальная игра для детей дошкольного возраста, способствующая не только их музыкальному, но и познавательному развитию. Для ее проведения необходимо иметь несколько головных уборов (женская шляпка, ковбойская шляпа, медицинский головой убор с изображением красного креста, фуражка полицейского). Ведущий знакомит детей с этими головными уборами и объясняет, как можно изобразить того, кому принадлежит шляпа.

Дети становятся в круг. Начинает играть музыка. Ведущий дает какому-то ребенку головной убор. Далее шляпа передается всем по очереди. И как только музыка перестает звучать, то тот, в чьих руках осталась шляпа, должен изобразить того, кому она принадлежит (полицейского, доктора, женщину или ковбоя). Исполнив роль, малыш выходит из круга. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок. Ему ведущий также выдает шляпу и он должен показать того, кому она принадлежит.

«Чей бубен?»

Ребята садятся на стулья. Одному из их выдается бубен. Ведущий начинает петь песню с упоминанием имени того ребенка, которому вручил бубен. В конце песни называется имя другого малыша. Тот, у которого бубен, должен передать музыкальный инструмент ему. И далее песню поют уже с использованием имени другого ребенка. В качестве музыкального произведения выбирается известная многим песня, чтобы все могли петь хором.

«Летчики, следите за погодой»

Дети стоят возле стены или сидят на стульях. Они будут изображать летчиков, которые летают на самолетах. Стена или стулья будут «аэродромами». Начинает играть веселая музыка. «Самолеты» покидают «аэродромы» и летают по «небу» (им будет являться комната) в каких угодно направлениях. Веселая музыка резко сменяется спокойной - «самолеты» возвращаются на «аэродромы». Затем все повторяется, но вместо спокойной музыки включается громкая, грозная (она символизирует бурю). И в этот момент «летчик» должен «посадить самолет» (остановиться) для того, чтобы «переждать бурю». Сделать ему это следует на том месте, где он находился в момент смены мелодии.

Музыкальные игры на Детском Празднике

Примеры музыкальных игр для детей от 6 до 8 лет

Особенность музыкального развития детей в возрасте от шести до восьми лет заключается в том, что они способны улавливать смену музыкальных настроений; представлять образы, вызываемые музыкальными произведениями. В этом возрасте дети эффективно взаимодействуют в парах, их танцевальные движения становятся довольно разнообразными. Музыкальные игры нужно подбирать с учетом данных возрастных особенностей.

«Ручеек»

Всем известная музыкальная игра для детей и не только. Дети делятся на пары и берутся за руки. Выстраиваются в таком виде друг за другом и поднимают свои сцепленные руки вверх. Образуется коридор. Начинает играть веселая музыка. Ребенок, который является водящим, пробегает через этот коридор и выбирает из детей того, с кем хочет образовать пару. Далее становится с этим ребенком в другой конец коридора. Вновь образовавшаяся пара сцепляется руками также как остальные участники. Тот, кто остался без пары, становится водящим и пробегает по коридору, выбирая себе партнера.

Продолжается игра до тех пор, пока не будет потерян интерес к ней.

«Танец на газетке»

Для этой игры потребуется несколько газет или листы бумаги. Ребята делятся на пары. Встают на газету или бумагу. Включается веселая музыка, и они начинают танцевать. Выходить за края газеты или бумаги нельзя. Кто выходит, тот из игры выбывает. Музыка прекращается и газету или бумагу ребята должны сложить вдвое, и танцевать уже на ней, соблюдая правила. Потом она опять уменьшается. Побеждает та пара, которая смогла станцевать на самом маленьком куске газеты или бумаги, при этом, не выходя за ее пределы.

«Ручки, ножки, голова, потанцуем без труда!»

Ведущий делит ребят на две команды: зрители и танцоры. Начинает звучать музыка и «танцоры» должны танцевать только руками. Музыка прекращается. Дети, исполняющие роль зрителей, выбирают того, кто лучше всех танцевал руками. Затем «танцоры» исполняют танец ногами, и также выбирается лучший. Далее - танец головой. Победителем становится тот, кто исполнил два или три лучших танца. После этого команды меняются местами. В конце игры два победителя из обеих команд соревнуются между собой.

«Кто быстрей»

В качестве инвентаря для игры используются стулья. Их должно быть на один меньше, нежели участников. Стулья ставятся по кругу, спинками внутрь. Играет веселая мелодия. Ребята танцуют под музыку, проходя по кругу. Как только музыка утихает, участники должны сесть на стулья. Тот, кому стула не хватило, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

«Отгадай песню»

Дети делятся на две группы. Одна группа загадывает песню, а вторая должна ее угадать. Игрок из команды, которая загадала песню, выходит на середину комнаты и начинает жестами, движениями и мимикой показывать то, о чем поется в песне. Вторая команда должна угадать песню. После этого команды вместе исполняют загаданную композицию. Если песня угадана, то право загадать новую композицию, переходить к другой команде. Если нет, то группа, песню которой не угадали, загадывает снова. В пантомиме в ходе игры должен принять участие каждый ребенок.

Как привить ребенку интерес к музыке

Формирование у ребенка интереса к музыке должно производиться родителями и педагогами постепенно. Начинать необходимо еще до рождения малыша. Первое знакомство с музыкой должно заключаться в прослушивании музыкальных произведений, затем следует подключить танцевальные движения, далее перейти к разучиванию песен и знакомству с музыкальными инструментами.

Для выработки интереса к музыке необходимо следовать следующим рекомендациям:

  1. беременной женщине следует часто прослушивать классическую музыку таким образом, чтобы малыш, находящийся в ее утробе, тоже мог ее слышать;
  2. после рождения ребенка следует включать ему ту музыку, которую он слышал до своего появления на свет;
  3. гимнастические упражнения и массаж проводить младенцу под музыку;
  4. практиковать совместные танцы детей и родителей;
  5. приобретать ребенку музыкальные игрушки;
  6. регулярно включать классическую музыку и детские песни (стараться разучивать их);
  7. знакомить ребенка с музыкальными инструментами;
  8. регулярно проводить музыкальные игры для детей.

Если ребенок не особо расположен к танцам или пению, ни в коем случае не стоит настаивать на этом. Если он не стремится стать известным танцором или певцом либо у него к этому нет задатков, исключать из его жизни музыку во всех проявлениях не стоит. А именно этого можно добиться, если слишком усердствовать. Элементарное прослушивание музыкальных композиций дома или в автомобиле сможет оказать положительное влияние на развитие ребенка.